24 июня барку "Крузенштерн" исполнилось 85 лет!

топ 100 блогов krapivin_ru11.07.2011
К этой дате приурочена фотовыставка на борту Крузенштерна, стоящем в эти дни в немецком Варнемюнде, исторические очерки о "Линии летающих П" и "Падуе" и некоторые интересные фотографии с которой я предлагаю вашему вниманию.
-----------------------

История парусного флота насчитывает уже несколько тысячелетий. Люди научились использовать энергию ветра и достигли совершенства в строительстве великолепных парусных судов. Свидетельством тому являются винджаммеры ( «выжиматели ветра» ) — последнее поколение крупных стальных парусников, появившихся в конце XIX века.

Строили винджаммеры на верфях Англии, Германии, Франции и США. На верфи «Текленборг» в Гестемюнде (Германия) были спущены на воду стальные трех, четырех и пятимачтовые суда, владельцем которых был Фердинанд Лайеш. Названия его судов традиционно начинались с буквы «П», а на грот-мачтах развевались флаги с инициалами владельца - «FL» . Отдавая дань уважения этим судам за скорость и лихость, с которыми те огибали мыс горн, моряки называли их «Летающие П». Парусники Ф.Лайеша действительно оправдывали свое прозвище, оставаясь бесспорными лидерами по числу рекордных переходов под парусами на протяжении двух десятилетий. Среди них были трехмачтовые суда - это «Пудель», «Пончо», «Пальмира», «Пампа», «Привалл», «Поммерн», «Пенанг», «Понапе», «Викинг», «Пиннас» и т.д., четырехмачтовые - «Плацилла», «Писагуа» и т. д. и пятимачтовые - «Потоси», «Пройссен».

 Морская удача не всегда была благосклонна к прославленным винджаммерам. Они терпели крушения на скалах и рифах во вермя штормовой погоды, тонули от столкновений с пароходами и от атак подводных лодок. 27 апреля года после свирепого шторма у мыса горн экипаж оставил «Пиннас». Людей спас проходивший мимо чилийский пароход «Альфонсо», парусник погиб. Всего шесть лет проплавал барк «Пройссен» - единственное в истории пятимачтовое судно с корабельным вооружением. Он погиб, столкнувшись с пароходом, в 1910 году. Корабль прибило к английскому берегу, и шторм превратил его в груду железа. В 1925 году в Атлантическом океане от возгоревшегося в трюмах угля пошел на дно пятимачтовый винджаммер «Потоси».

Барк «Привалл» был подарен в 1941 году германским правительством Чили. Корабль был переименован в «Лаутаро», совершил несколько дальних плаваний. В 1945 году во время одного из рейсов в трюме загорелась селитра, пожар быстро охватил судно, спасти его не удалось.

В 1951 году пара знаменитых «Летающих П» - «Памир» и «Пассат»были переоборудованы в учебные суда. Груз предполагалось брать по возможности, на первое место ставились учебные цели. «Пассат» успел совершить один учебный рейс к берегам Бразилии и Аргентины, «Памир» успел сделать несколько учебных плаваний к берегам Южной Америки, но 21 сентября 1957 года произошла трагедия. Барк, имея в трюмах около 4 тыс. тонн ячменя, у Азорских островов был настигнут тайфуном «Кэрри». Сила ветра достигала 12 баллов. Судно, не успевшее убрать все паруса, сильно накренилось. К несчастью, при его загрузке был допущен грубый просчет: в два трюма ячмень засыпали россыпью, причем заполнили им не весь объем помещения. От крена произошло смещение зерна на левый борт, что катастрофически ухудшило остойчивость парусника. Когда крен достиг 40 градусов, через вентиляционные трубы хлынула вода. «Памир» лег на левый борт и затонул. 86 человек из его экипажа погибли, в живых остались 6 человек. Катастрофа поставила точку и на эксплуатации «Пассата». В 1960 году он был превращен в музей и установлен на вечную стоянку в городе Травемюнде.

Больше ни один из учебных парусников для перевозки попутных грузов не использовался. Оставшиеся суда старели, их ставили на прикол. Бывший винджаммер «Пекин» сегодня стоит в Нью-Йорке и превращен в морской музей, «Пассат» находится в в порту Травемюнде (ФРГ). И хотя по техническому состоянию он не может выходить в море, парусник все еще служит базой подготовки молодых моряков. В 1952 году четырехмачтовый барк «Поммерн» подарен городу Мариенхамну и превращен в корабль-музей, он полностью сохранен в первозданном виде. Последнюю страницу в историю винджаммеров суждено было вписать барку «Падуя».

В 1925 году на верфи Дж. Текленборга (D.C. Tecklenborg) в Геестемюнде (Geestemunde) возле Бремерхафена известный немецкий судовпаделец из Гамбурга, компания Фердинанда Лайеша («F. Laeisz») заказала большой стальной парусник - четырехмачтовый барк для Капгорновской линии. Меньше года ушло на постройку корпуса. Специалисты верфи использовали чертежи лучших металлических парусников прошлого, таких как «Паганини»(Paganini), «Привал»(Priwal), «Пекин»(Peking). Строитепи сделали парусник прочным и красивым. Для корпуса и рангоута применялась лучшая сталь, которая специально была изготовлена для производства вооружения еще в первую мировую войну. Стоячий такелаж вырубался из проволочных тросов повышенной прочности, бегучий такелаж - из сизальских и манильских тросов. Частично, в ответственных местах, применялись проволочные тросы: фалы подъемных реев, топенанты реев, шкоты прямых парусов и т. п.

Паруса были сшиты из английской парусины, которая изготавливалась из высококачественного египетского хлопка. Судно было спущено на воду в 1926 году и названо «Падуя» (нем. Padua). «Падуя» была освидетельствована как грузовое судно с металлическим корпусом и рангоутом, чисто парусное, т. е. не имеющее вспомогательного двигателя. Она вошла в десятку крупнейших парусников мира. Наибольшая ее длина - 114,5 м, ширина - 14,02 м, осадка по конструктивную линию - 7,2 м, полное водоизмещение - 6400 тонн. В свои четыре трюма с твиндеками судно могло брать 4000 тонн груза.

Парусное вооружение «Падуя» было упрощенным. Это позволяло меньшему экипажу справляться с огромной парусностью и тяжелым рангоутом. Общая площадь парусов, которую судно могло нести на 4-х мачтах высотой 56 метров, составляла от 3400 до 3800 кв. метров. Вес всего рангоута - 200 тонн.

По всем данным, «Падуя» была классическим, и, как оказалось спустя годы, последним винджаммером - «выжимателем ветра». Винджаммеры «P. Laeisz» оправдывали свое название, совершая скоростные рейсы между Европой и Чили. Поскольку все парусники этой компании имели названия, начинающиеся на букву «Р», то в истории она сохранилась как «Flying P-Line» - «Линии летающих «Р».

«Падуя» испопьзовапась для грузовых перевозок на дальних маршрутах и как учебное судно . Во время рейсов в Южную Америку и в Австралию «Падуя» совершила рекордные переходы из Гамбурга до чилийского порта Талькауано, вокруг мыса Горн, за 87 суток, и обратно за 94 суток. Рейс из Гамбурга до Порт-Линкольна (Австралия) в 1933—1934 годах — за 67 суток. В 1926 году капитаном «Падуи» бып Карл Шуберг (нем. Carl Schuhberg). В 1938/39 годах «Падуя» под командованием Рихарда Вегдта (нем. Richard Wendt) совершила рекордное по скорости плавание по маршруту Гамбург — Чили — Австралия — Гамбург за 8 месяцев и 23 суток. Двадцать восемь раз огибал винджаммер мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов было перевезено в его трюмах.

Во время второй мировой войны «Падуя» использовалась в качестве УПС в коротких рейсах на Балтийском море. В феврале 1944 года она была переведена в датский порт Свендборг. После капитуляции Германии парусник был перемещен в порт Гамбург. А 11 января 1946 года по решению Потсдамской конференции в польском городе Свиноустье «Падуя» была передана Советскому Союзу в качестве военного трофея. На ней был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» - в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 - 1806 годов.

В 1959 - 1961 годах «Крузенштерн» бып капитально отремонтирован и переоборудован. На нем установили главные и вспомогательные двигатели. После ремонта в течение пяти пет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выпопняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику военно-морских учебных заведений. Во время плаваний на борту «Крузенштерна» ученые и моряки сделали немало важных научных открытий. Командовал парусником капитан 1 ранга Павел Васильевич Власов.

В 1991 году совершилось, можно сказать, историческое событие для учебного четырехмачтового барка «Крузенштерн». Министерство рыбного хозяйства 25 марта 1991 года передало судно Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ), ныне Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота (БГАРФ). В период с 1992 года по настоящее время произошли самые значительные события в жизни судна: ремонт, модернизация и дооборудование, победы на крупнейших международных морских соревнованиях и регатах, в том числе мирового масштаба, выдающиеся морские походы - кругосветные плавания и Международная трансатлантическая экспедиция 2009-2010 годов. Судовладельцу - Балтийской государственной академии рыбопромыспового флота (бывшее КВИМУ) и капитанам - Г.В.Коломенскому, О. К. Седову, М. В. Новикову приходипось и приходится решать сложнейшие задачи и преодолевать разнообразные трудности, связанные с эксплуатацией известного парусника. 24 июня 2011 года пегендарному барку «Крузенштерн» исполняется 85 лет. Его долголетие - заслуга российских моряков, сохранивших это уникальное судно.

Сегодня благодаря своим мореходным качествам и техническому состоянию «Крузенштерн» по праву считается лидером среди самых знаменитых парусных судов мира. Он продолжает нести службу, на его борту закаляются, получают практическую подготовку курсанты мореходных училищ и колледжей - будущее российского флота.

24 июня барку


Вечеринка у матросов "Падуи'.

24 июня барку



"Падуя" принимает груз.

24 июня барку



Работа с парусами на "Падуе".

24 июня барку




24 июня барку


Крен.

24 июня барку


"Падуя" у иностранных берегов.

24 июня барку



"Падуя" в плавучем доке. - так написано на стенде на Крузенштерне. На самом деле, это не Падуя. У парусника 5 мачт, возможно, это Potosi.

24 июня барку

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
жаловались, что прошлый ребус получился слишком сложным для тех, кто не любит летом читать книги по списку, выданному класруком. Что ж, тогда сегодня простенький. для ширнармасс бумагаручка, 2018 кликабельно (1516х1600 317 kb) Для ...
Как говорится в популярной комедии Рязанова "Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится". И ведь действительно, детективы всегда пользовались популярностью. Вот сегодня и пойдёт речь об одном из самых популярных советских сериалов. И не б ...
Обожаю это блюдо Когда-то подруга в Болгарии потчевала Рецепт от ее болгарской свекрови Теперь и сами делаем Показывала много раз, тут с подробностями https://your-food-today.livejournal.com/7125172.html Очень вкусно! ...
Почему никто не догадался, что назначение Сердюкова генеральным директором Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения (ОАО «ФИИЦ М») - это следственный (и человеческий) эксперимент, в процессе которого можно будет замерить множество важнейших показателей: реакцию ...
2 tolstushka_st 300 4 vot_tundra 253 6 tigra_olga 233 8 liorelin 192 10 oleni_xa 112 12 stolyarova 104 14 tanechka_s 99 16 ...