20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

топ 100 блогов visualhistory27.10.2017 В нашем проекте сравнительная историческая урбанистика было уже 14 постов:
1934-36-улицы, 1941-улицы, 1946-улицы, 1947-улицы, 1955-улицы, 1956-улицы, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1986-улицы, 1992-улицы1996-улицы, 2006-улицы

Сегодня посмотрим, как выглядели улицы мира в 40 лет назад, т.е. в 1977 году.
Это было время, когда автомобилизация в наиболее развитых странах Запада приближалась к своему пику. Трудно поверить, но тогда на планете оставались государства, почти не затронутые этим процессом. И среди них был миллиардный Китай.
Даже в мегаполисах основным средством передвижения оставался велосипед.

Самый центр многомиллионного Пекина 40 лет назад выглядел так:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Если бы не синие френчи, то эту картинку вполне можно было бы назвать мечтой современных копенгагенских урбанистов))
Думаю, что сейчас немало пекинцев, задыхающихся в объятиях бесконечных хайвеев, с ностальгией вспоминают те времена.
Что интересно: по суровости своего климата Пекин практически не уступает Москве, но зимой там в любые снегопады точно также ездили на работу на велосипедах. Ну, или ходили пешком.

Здесь, конечно, не зима, а межсезонье (главный проспект Пекина в 1977 году):
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Другая столица восточно-азиатской соцстраны, город Вьентьян. Уровень развития Лаоса был на порядок ниже китайского, но соцстрой установлен всего два года назад, поэтому от прежнего феодально-монархического режима достался относительно большой автопарк (вскоре он куда-то исчезнет, как и в Сайгоне):
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Обилие велорикш делало Вьентьян похожим на города Индостана. Столица Лаоса в 1977 году:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Яркий колорит Вьентьяна:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

В европейских соцстранах (кроме Албании) с автомобилизацией в 1977 г. было лучше, хотя по этому показателю они в разы отставали от капстран. Теперь хочется сказать "к счастью".

Большая автопаркова у Дворца Республики в Восточном Берлине, 1977:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад
Представлена почти вся линейка ГДРовского легкового автопрома.

По количеству автомобилей (и трамваев!) социалистический Будапешт 1977 года едва ли отличишь от соседней капиталистической Вены:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

КРУПНО

Обратите внимание, что номенклатура автопарка при "гуляш-социализме" значительно шире, чем ГДРовская. Одновременно много советских и западных машин. У них тогда всё было.

Типичный московский траффик 1977-го на кадре из фильма "Служебный роман":
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Глядя на этот кадр понимаешь, как мог в СССР 1970-х появиться хит "Автомобили автомобили буквально все заполонили". Уже тогда людям стало казаться, что машин в больших городах стало слишком много, а сейчас их количество по сравнению с 1977-м у нас увеличилось в 10-15 раз!!!

Невский проспект 1977-го:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Там же, но летом. "Генетическая память" и здравый смысл пешеходов не позволяют им пересекать узкую улицу через подземный переход:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

На Киевском Крещатике в 1977-м автомобилей было заметно меньше, чем в наше время:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

При этом обратите внимание, что уличная инфраструктура уже соответствует второму уровню автомбилизации: подземные переходы и заборы для пешеходов, т.е. жесткое физическое разделение автотранспортного и пешеходного потоков. Дальше - только строительство хайвеев в городе (это уже третий, высший уровень автомобилизации).


Теперь посмотрим, на чём и как ездили в городах "Третьего мира" 40 лет назад.

Весь колорит индийского траффика на одном снимке Калькутты 1977 года:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

А теперь сравните капиталистическую Калькутту с социалистическим Будапештом того же 77-го и подумаем, какие факторы больше определяют нашу жизнь: культурно-цивилизационные или социально-идеологические?

Провал во времени в Калькутте 77-го:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Это улица не в деревне, в а центре 10-миллионного мегаполиса. Наглядный итог 30-летнего строительства "капитализма с индийской спецификой".

Типичнейший индийский траффик в Агре 1977-го:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Это настоящий феномен. К концу 1970-х только полуостров Индостан оставался ареалом распространения велорикш в мире (ну, ещё страны Индокитая). При этом в более бедной и отсталой центральной Африке улицы крупных городов уже были забиты автомобилями.

У здания Парламента в Дели, 1977 год:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Как бы прогресс по сравнению с тем же местом в 1947 году:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Обычная улица в Дели 1977 года:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Индия на столько большая и многообразная страна, что даже в характере городского таффика имеются некоторые региональные различия. Дели и Бомбей несколько цивильней Калькутты и Мадраса. На Севере было больше скутеров (почти предмет роскоши для большинства населения).

По своему специфичен городской траффик в Гонконге. На улице Des Voeux Road в деловом центре из транспорта видны только двухэтажные автобусы и такие же двухэтажные трамваи:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Такого сочетания к тому времени не встречалось, кажется, больше ни в одном городе мира.

По традиции, самые экзотические улицы Азии - в афганском Герате. Причудливое сочетание Средневековья и некоторых атрибутов относительно современной городской культуры в 1977 году:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

А вот дореволюционный Кабул был очень прогрессивен. Там многому научились у советских урбанистов и помимо наших "Волг" и кварталов "хрущевок" в городе была создана система троллейбусного транспорта:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Правда, в 1977-м она ещё только готовилась к открытию и проходила тестирование (что видно на кадре), а регулярные рейсы пошли с 790го. В 1992 году после свержения народно-демократического режима прозападными душманами почти все атрибуты западной цивилизации в городе были похерены. Только в последние годы власти Кабула вновь заговорили о восстановлении троллейбуса.


Хайфа 77-го:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

В общем-то чисто социалистический вид, вполне можно принять за какой-нибудь Сумгаит или новостройки Навои.

Более старые кварталы Хайфы — ничего, кроме автомобилей и потерявшийся среди них чужак-пешеход:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Скутер с коляской — это пять! Иерусалим-77:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Чисто социалистическая архитектура в древнейшем городе трёх религий:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Каир 1977 года, центральная автостанция на площади Тахрир перед зданием Национального музея:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

"Третий мир" — он и есть "Третий мир". Представляете себе центральную автостанцию на Красной площади в Москве или на Дворцовой в Питере? Да вообще на любой главной площади столицы?

Но нем всё так плохо в Каире — там сохранили трамвай, даже в центре:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Стамбул, город на границе двух миров, в 1977-м:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад
С трамваем давно покончено, автотранспорт пытаются (пока тщетно) оградить железными заборами от вездесущих пешеходов. Традиционную восточную улицы не легко превратить в образцовую автомагистраль.

Переизбыток автомобилей в предреволюционном Тегеране, поднявшемся на нефтяных доходах, поставил город на грань транспортного коллапса:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Тегеранская Hafez Avenue 77-го как предупреждение Москве 21 века:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Впрочем, местами Тегеран-77 выглядел очень даже мило, как и любой город с даблдеккерами)):
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Тем временем столица Венесуэлы, также разжиревшей на нефтедоллдарах, уже начала задыхаться от избытка импортированных из США автомобилей и перешла к третьему этапу автомобилизации — строительству городских хайвеев (автоэстакад).
Хайвей Autopista del Este в Каракасе, 1977 год:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

В Москве массовое строительство такого непотребства начнётся только через 30-35 лет.

Немного Африки.

Луанда 77-го спустя 2 года после получения Анголой независимости выглядит так, будто это сама Португалия и есть!:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Обычный южно-европейский город, практически никаких видимых признаков "Третьего мира". Одним словом, тяжёлое наследие колониализьма...

Вы только сравните с "Парижем Африки" (Дакаром) 77-го:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Там, правда, уже 17 лет успели пожить при независимости.

Южно-африканский Йоханесбург в 1977-м выглядит также как обычный мегаполис Запада:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

В Москве такие двухэтажные троллейбусы (точнее, клоны таких троллейбусов) ходили до 1949 года.

Теперь посмотрим на улицы тех стран, которые в СССР называли "развитыми капиталистическими".

В эту категорию с некоторой натяжкой входила Греция, которая одной ногой стояла в "Третьем мире". Как раз в 77-м Афинах закрылась последняя трамвайная линия Перама-Пирей. Гигантский мегаполис, который всосал в себя половину населения страны, был отдан автотранспорту.
Центральная площадь Синтагма перед дворцом Греческого парламента разрезана широченной автомагистралью:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Сейчас такие площади в Европе стараются делать пешеходными по-максиму.

Исторический центр Афин забит автотранспортом и застроен малопривлекательными железобетонными конторскими зданиями:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

А на Западе ещё говорили, что "коммунисты любят в бетон". Наверное, дело всё же не в идеологиях, а в уровне культуры (в т.ч. урбанистической) того или иного народа.

Лиссабон, столица беднейшей из стран Запада того времени:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад
Прекраснейший город в прекрасную эпоху, о которой теперь вспоминают с ностальгией. Эти жёлтые трамвайчики стали символом португальской столицы и это спасло их от исчезновения, а вот зелёные английские даблдеккеры остались в прошлом. Как и миленькие машинки Рено-4.

Ганновер 1977 года, будто ФРГ не входила в тройку мировых лидеров автопрома и не обладала крупнейшим автопарком Европы:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Если на фото центральной улицы высокоразвитого мегаполиса в кадр попали только трамваи — это высшее свидетельство настоящей цивилизованности и городской культуры.

И Милан 77-го со своими трамваями тоже крут:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Старый трамвайчик в Риме 77-го:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Как это мило, не правда ли?

А это вообще такой римский Рим, что дальше некуда:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

И в Вене 77-го также рулит трамвай:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Тут вам не какой-нибудь Тегеран:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Не всё-таки в социалистическом Будапеште 77-го на улицах было машин побольше, чем в развитой капиталистической Вене))

Лондон, район Hampstead, 1977:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Это то, за что многие так любят Лондон — он уютен.

Лондон многие десятилетия был мировой транспортной столицей, он первым в истории узнал, что такое транспортный апокалипсис и первым сделал правильные выводы. Центр города - не место для частных повозок! Абсолютный приоритет — автобусу и такси.

Красные автобусы повсюду:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Оксфорд-стрит, одна из главных центральных улиц в 1977-м:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Вы только представьте себе такой сюр: столица одной из самых автомобильных стран мира, улица с роскошными бутиками, в которые солидные дамы и господа ни за что не поедут на общественном транспорте и вдруг... никакой парковки на тротуарах!!!!!

А всё потому, что англичане любят порядок и уважают закон. Там не Москва и дешёвые жлобские трюки с бумажкой на номере дорого корыта поперёк тротуара не проходят.

Леди-автоинспектор выписывает штраф за неправильную парковку скутера, 1977 год:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Нью-Йорк 77-го, традиционная местная забава с гидрантом в одном из старых кварталов:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Многие любят город именно за этот мрачный колорит.

Нью-Йорк, пересечение 5-ой авеню и 59-ой улицы, 1977:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Даже не верится, что Америка осталась той же самой Америкой, когда с её улиц исчезли эти танки))

А вот если исчезнет cable car из Сан-Франциско, то он точно перестанет быть тем самым Сиско:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Поэтому он уже никогда не исчезнет!

В Торонто 77-го трамвай также выглядел почти как Heritage tram:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад

Надеюсь, эта прогулка во времени и пространстве вам понравилась.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1
957, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть старая театральная поговорка: « Любите ли вы театр так, как я его ненавижу? » — кокетливая такая, профессиональная. Ну, что ждать от людей, которые полностью отдают жизнь театру, сливаясь с ним целиком, не оставляя себе ни на что больше ни крохи свободного времени, ни мысли. Так что ...
Посмотрел, почитал, подумал... Не зря показывают на ящике Олега Царёва... Всякие стычки с майданутыми в Николаеве, в Одессе... Небось, не последние. Так или ...
Передок. Жива розмова між мобілізованим ЗСУшником і добровольцем УДА: - Мене командир покарав, три тисячі зняв. А у вас як карають за зальоти? - А в нас виганяють. - Ааа! Я до вас хочу! :) ...
Друзья, а вы к пляжному сезону готовы? Или как моя соседка (ну просто только что с ней имела счастье беседовать по этому поводу) – отложили все (включая лишние килограммы – этот вопрос ее больше всего интересовал) до самого последнего времени? Что говорит зеркало? Признавайтесь! На са ...
Давно мобильный рынок Беларуси никаких изменений не испытывал. Все устоялось, игроки определены, роли разыграны, зоны поделены. Тарифы с большего устоялись и изменения носили скорее косметический характер. И вот 16 июля МТС попытается изменить все . В рамках абсолютно всех тарифных плано ...