рейтинг блогов

100 РОМАНОВ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР

топ 100 блогов Queen_de_la_reanimaR27.01.2011Литература
100 РОМАНОВ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР

ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЧИТАТЬ

 

100 романов, которые, по мнению коллектива редакции В«НГ - Ex librisВ», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру


 


1. Франсуа Рабле. В«Гаргантюа и ПантагрюэльВ» (1532–1553).

Феерия душевного здоровья, грубых и добрых шуток, пародия пародий, каталог всего. Сколько столетий прошло, а ничего не изменилось.



2. Мигель де Сервантес Сааведра. В«Хитроумный идальго Дон Кихот ЛаманчскийВ» (1605–1615).

Пародия, пережившая на много веков пародируемые произведения. Комический персонаж, ставший трагическим и нарицательным.



3. Даниель Дефо. В«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самимВ» (1719).

Предельно точное воплощение в художественной форме идей гуманизма эпохи Возрождения. Беллетризованное доказательство того, что отдельно взятая личность имеет самостоятельную ценность.



4. Джонатан Свифт. В«Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблейВ» (1726).

Жизнеописание человека, столкнувшегося с невероятными формами разумной жизни – лилипутами, великанами, разумными лошадьми – и нашедшего не только общий с ними язык, но и много общих черт со своими соплеменниками.



5. Аббат Прево. В«История кавалера де Грие и Манон ЛескоВ» (1731).

На самом деле В«Манон...В» – это повесть, вставная глава в многотомный роман В«Записки знатного человека, удалившегося от светаВ». Но именно эта вставная глава и стала шедевром любовного романа, поразившим не столько современников, сколько потомков, шедевром, затмившим все остальное, написанное Прево.



6. Иоганн Вольфганг Гёте. В«Страдания молодого ВертераВ»(1774).

Говорят, в XVIII веке молодые люди кончали жизнь самоубийством, прочтя этот роман. И сегодня история ранимого человека, не способного отстоять свое В«яВ» пред лицом враждебной действительности, никого не оставляет равнодушным.



7. Лоренс Стерн. В«Жизнь и убеждения Тристрама ШендиВ» (1759—1767).

Обаятельная игра в ничто и в никогда. Тонкий постмодернизм, веселая и легкая борьба остроумного и рискованного. Весь текст – на грани, отсюда, из мнений джентльмена Шенди, возник не только Саша Соколов, не только Битов, но даже и Сигизмунд Кржижановский, увы, рассказчик, а не романист.



8. Шодерло де Лакло. В«Опасные связиВ» (1782).

Нравоучительный роман в письмах из жизни куртуазного XVIII века. Порок плетет хитроумные интриги, заставляя восклицать: В«О времена! О нравы!В» Однако добродетель все-таки торжествует.



9. Маркиз де Сад. В«120 дней СодомаВ» (1785).

Первая в истории мировой литературы компьютерная игра с отрезанными частями тел и душ кукольных персонажей, многоуровневая резалка-душилка-сжигалка. Плюс черный-черный юмор в черной-черной комнате черной-черной ночью. Страшно, аж жуть.



10. Ян Потоцкий. В«Рукопись, найденная в СарагосеВ» (1804).

Лабиринтоподобный роман-шкатулка в новеллах. Читатель попадает из одной истории в другую, не успевая перевести дух, а их всего 66. Удивительные приключения, драматические события и мистика высшей пробы.



11. Мэри Шелли. В«Франкенштейн, или Современный ПрометейВ» (1818).

Готическая история, выпустившая на волю целый В«выводокВ» тем и персонажей, впоследствии подхваченных многими и эксплуатируемых до сих пор. Среди них и искусственный человек, и творец, несущий ответственность за свое произведение, и трагически одинокий монстр.



12.
Чарльз Мэтьюрин. В«Мельмот-скиталецВ» (1820).

Настоящий готический роман, полный тайн и ужасов. Парафраз на тему Вечного Жида Агасфера и Севильского Обольстителя Дон-Жуана. А также роман искушений, разнообразных и неодолимых.



13. Оноре де Бальзак. В«Шагреневая кожаВ» (1831).

Самый страшный роман Бальзака, первого и лучшего на сегодняшний день автора сериалов. В«Шагреневая кожаВ» – тоже часть его большого сериала, просто кусочек все меньше и меньше, дочитывать очень не хочется, но влечет в пропасть уже неудержимо.



14. Виктор Гюго. В«Собор Парижской БогоматериВ» (1831).

Апология романтики и социальной справедливости на материале французского Средневековья, до сих пор имеющая массу поклонников – хотя бы в виде одноименного мюзикла.



15. Стендаль. В«Красное и черное В»(1830–1831).

Достоевский сделал из этого – из газетной криминальной хроники – тенденциозный обличительный памфлет с философией. У Стендаля вышла любовная история, где все виноваты, всех жалко, и главное – страсти!



16. Александр Пушкин. В«Евгений ОнегинВ» (1823–1833).

Роман в стихах. История любви и жизни В«лишнего человекаВ» и энциклопедия русской жизни, о чем благодаря критику Белинскому нам известно со школы.



17. Альфред де Мюссе. В«Исповедь сына векаВ» (1836).

В«Герой нашего времениВ», написанный Эдуардом Лимоновым, только без мата и любвеобильных афроамериканцев. Любвеобильности, впрочем, довольно и здесь, полно тоски, отчаяния и жалости к себе, но есть и трезвый расчет. Сволочь я последняя, говорит лирический герой. И он безусловно прав.



18. Чарльз Диккенс. В«Посмертные записки Пиквикского клубаВ» (1837).

На удивление смешное и позитивное произведение английского классика. Вся старая Англия, все лучшее, что в ней было, воплотилось в образе благородного, добродушного и оптимистичного старика – мистера Пиквика.



19. Михаил Лермонтов. В«Герой нашего времениВ» (1840).

История В«лишнего человекаВ», ставшего тем не менее, а точнее, именно поэтому примером для подражания многих поколений юношей бледных.



20. Николай Гоголь. В«Мертвые души В»(1842).

Трудно найти более масштабную картину русской жизни на самом глубинном, мистическом ее уровне. Да еще написанную с таким сочетанием юмора и трагизма. В ее героях видят и точные портреты, написанные с натуры, и изображения злых духов, отягощающих нацию.



21. Александр Дюма. В«Три мушкетераВ» (1844).

Один из самых известных историко-авантюрных романов – энциклопедия французской жизни эпохи Людовика XIII. Герои-мушкетеры – романтики, кутилы и дуэлянты – до сих пор остаются кумирами юношей младшего школьного возраста.



22. Уильям Теккерей. В«Ярмарка тщеславияВ»(1846).

Сатира, только сатира, никакого юмора. Все против всех, снобы сидят на снобах и обвиняют друг друга в снобизме. Некоторые современники смеялись, потому что не знали, что над собой смеялись. Сейчас тоже смеются, и тоже потому, что не знают, что изменилось время, а не люди.



23. Герман Мелвилл. В«Моби ДикВ» (1851).

Роман-притча об американских китобоях и последствиях одержимости одним-единственным несбыточным желанием, целиком порабощающим человека.



24. Гюстав Флобер. В«Мадам БовариВ» (1856).

Роман, попавший на скамью подсудимых еще в виде журнальной публикации – за оскорбление нравственности. Героиню, принесшую в жертву любви семейные узы и репутацию, так и тянет назвать французской Карениной, но В«МадамВ» опередила В«АннуВ» на двадцать с лишним лет.



25. Иван Гончаров. В«ОбломовВ» (1859).

Самый русский герой самого русского романа о русской жизни. Нет ничего прекраснее и губительнее обломовщины.



26. Иван Тургенев. В«Отцы и детиВ» (1862).

Антинигилистическая сатира, ставшая революционным руководством к действию, потом снова сатирой, скоро опять будет руководством. И так без конца. Потому что Енюша Базаров вечен.



27. Майн Рид. В«Всадник без головыВ» (1865).

Самый нежный, самый американский, самый романтический из всех американских романов. Потому, наверное, что писал британец, действительно влюбленный в Техас. Он нас пугает, а нам не страшно, за это мы его еще больше любим.



28. Федор Достоевский. В«Преступление и наказаниеВ» (1866).

Роман контрастов. Наполеоновские планы Роди Раскольникова приводят его к вульгарнейшему преступлению. Ни размаха, ни величия – только мерзость, грязь и неприятный привкус во рту. Даже краденым он не может воспользоваться.



29. Лев Толстой. В«Война и мирВ» (1867–1869).

Война, мир и обитаемая вселенная человеческого духа. Эпопея о любой войне, о любой любви, о любом обществе, о любом времени, о любом народе.



30. Федор Достоевский. В«ИдиотВ» (1868–1869).

Попытка создать образ положительно прекрасного человека, которую можно считать единственно удавшейся. А что князь Мышкин – идиот, так это как раз нормально. Как и то, что все кончается крахом.



31. Леопольд фон Захер-Мазох. В«Венера в мехахВ» (1870).

Работу по эротизации страдания, начатую Тургеневым, продолжил его австрийский почитатель. В России, где страдание относится к В«самым главным, самым коренным духовным потребностямВ» (если верить Федору Достоевскому), роман вызывает неослабевающий интерес.



32. Федор Достоевский. В«БесыВ» (1871–1872).

О русских революционерах – атеистах и нигилистах – второй половины XIX века. Пророчество и предупреждение, которым, увы, не вняли. А кроме того, убийства, самоубийства, причуды любви и страсти.



33. Марк Твен. В«Приключения Тома СойераВ» (1876) / В«Приключения Гекльберри ФиннаВ» (1884).

Роман из двух книг. Предтеча постмодернизма: одни и те же события показаны глазами двух мальчиков – помладше (Том) и постарше (Гек).



34. Лев Толстой. В«Анна КаренинаВ» (1878).

Яростная любовная история, бунт замужней женщины, ее борьба и поражение. Под колесами поезда. Плачут даже воинствующие феминистки.



35. Федор Достоевский. В«Братья КарамазовыВ» (1879–1880).

Отцеубийство, в котором – так или иначе – замешаны все сыновья Федора Карамазова. Фрейд прочитал и придумал Эдипов комплекс. Для русских же главное: есть ли Бог и бессмертие души? Если есть, то не все дозволено, а если нет, то извините.



36. Михаил Салтыков-Щедрин.В«Господа ГоловлевыВ» (1880–1883).

Вершина литературной деятельности самого жесткого русского сатирика XIX века, окончательный приговор крепостническому строю. Необычайно рельефное изображение уродливого семейства – людей, исковерканных совокупностью физиологических и общественных условий.



37. Оскар Уайльд. В«Портрет Дориана ГреяВ» (1891).

Волшебная, сказочная, чудесная, трогательная и воздушная история стремительного превращения молодого негодяя в старую сволочь.



38. Герберт Уэллс. В«Машина времениВ» (1895).

Один из столпов современной социальной фантастики. Первым продемонстрировал то, что по времени можно передвигаться взад и вперед, а также то, что легкий жанр способен поднимать очень даже серьезные проблемы.



39. Брэм Стокер. В«ДракулаВ» (1897).

Мостик между размеренной викторианской литературой и энергичной приключенческой прозой ХХ века. Произведение, сначала превратившее мелкого православного князька, балансировавшего между исламской Турцией и католической Германией, в воплощение абсолютного Зла, а потом сделавшее его кинозвездой.



40. Джек Лондон. В«Морской волк В»(1904).

Морская романтика – только фон для портрета капитана Ларсона, удивительной личности, сочетающей грубую силу и философскую мысль. Позже такие люди становились героями песен Владимира Высоцкого.



41. Федор Сологуб. В«Мелкий бес В»(1905).

Самая реалистическая вещь из всей декадентской литературы. История о том, до чего доводят зависть, злость и предельный эгоизм.



42. Андрей Белый. В«ПетербургВ» (1913–1914).

Роман в стихах, написанный прозой. К тому же про террористов и российскую государственность.



43. Густав Майринк. В«ГолемВ» (1914).

Завораживающий оккультный роман, действие которого происходит на грани яви и сна, мрачных улочек пражского гетто и запутанных лабиринтов авторского сознания.



44. Евгений Замятин. В«МыВ» (1921).

Идеальное тоталитарное государство, увиденное глазами математика. Литературное доказательство того, что социальную гармонию невозможно проверить алгеброй.



45. Джеймс Джойс. В«УлиссВ» (1922).

Роман-лабиринт, из которого на сегодняшний день еще никто не сумел выбраться живым. Ни один литературный Тесей, ни один литературный Минотавр, ни один литературный Дедал.



46. Илья Эренбург. В«Необычайные похождения Хулио ХуренитоВ» (1922).

Сатира, в которой в качестве главного героя Хулио Хуренито выведен XX век. Книга, некоторые страницы которой оказались пророческими.



47. Ярослав Гашек. В«Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войныВ» (1921–1923).

Здравый смысл во время чумы. Герой, которого объявляют идиотом за то, что он – единственный нормальный. Самая смешная книга про войну.



48. Михаил Булгаков. В«Белая гвардияВ» (1924).

Тонущий корабль прошлого ничто и никто не может спасти. Тем заманчивее игрушечный домик, где будут по-настоящему убиты настоящие солдаты, проигравшие войну против своего народа.



49. Томас Манн. В«Волшебная гораВ» (1924).

Завтра была война. Только Первая мировая. А так и впрямь – Волшебная гора. Там, наверху, где горы, хочется отсидеться, убежать от чумы (любой, она во все времена и во всех странах примерно одинакова), да только нельзя. Волшебство не работает, внизу уже ждут, и у них очень хорошие аргументы.



50. Франц Кафка. В«ПроцессВ» (1925).

Один из самых сложных и многоплановых романов XX века, породивший сотни взаимоисключающих интерпретаций во всем диапазоне от занимательно рассказанного сновидения до аллегории метафизического поиска Бога.



51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. В«Великий ГэтсбиВ» (1925).

Роман эпохи американского В«Джазового векаВ». Литературоведы до сих пор спорят: то ли автор похоронил в нем великую американскую мечту, то ли просто сожалеет о вечном опоздании сегодняшнего дня, зажатого между памятью о прошлом и романтическим обещанием будущего.



52. Александр Грин. В«Бегущая по волнамВ» (1928).

Прекраснодушная романтическая феерия, помогающая вот уже которому по счету поколению молодых людей и девушек пережить пубертатный период и обрести веру в Добро и Свет и в собственное высшее предназначение.



53. Илья Ильф, Евгений Петров. В«Двенадцать стульевВ» (1928).

Плутовской роман эпохи построения социализма с главным героем-авантюристом Остапом Бендером. Сатира на советское общество 1920-х – на грани антисоветчины, к счастью, почти не замеченной цензорами тех лет.



54. Андрей Платонов. В«ЧевенгурВ» (1927–1929).

История построения коммунизма в отдельно взятом селе. Может быть, самый тревожный роман о взрыве мессианских и эсхатологических настроений в первые послереволюционные годы.



55. Уильям Фолкнер. В«Шум и яростьВ» (1929).

Скромное обаяние волшебного американского Юга. Легенды, сказки, мифы. Они не отпускают, они до сих пор аукаются американцам, потому что надо бояться прошлого. Фолкнер придумывает американский Зурбаган, только там и можно спастись.



56. Эрнест Хемингуэй. В«Прощай, оружие!В» (1929).

Военная проза, заокеанская военная проза. Война без войны, мир без мира, люди без лиц и глаз, зато со стаканами. Стаканы полны, но пьют из них медленно, потому что мертвые не пьянеют.



57. Луи Фердинанд Селин. В«Путешествие на край ночиВ» (1932).

Стильная и утонченная чернуха. Без надежды. Трущобы, нищета, война, грязь, и никакого просвета, никакого луча, одно темное царство. Даже трупов не видно. Но они есть, путешествие должно продолжаться, пока Харону весело. Специально для толерантных оптимистов.



58. Олдос Хаксли. В«О, дивный новый мирВ» (1932).

Интерпретаторы спорят: утопия это или антиутопия? Как бы то ни было, Хаксли удалось предвосхитить блага и язвы современного В«общества потребленияВ».



59. Лао Шэ. В«Записки о Кошачьем городеВ» (1933).

Кошки тут ни при чем. Даже лисы, традиционные для китайцев, тоже ни при чем. Это власть, это читатели в штатском пришли и стучат в дверь. Начинается весело и аллегорично, кончается китайской камерой пыток. Очень красиво, очень экзотично, только хочется выть и рычать, а не мяукать.



60. Генри Миллер. В«Тропик РакаВ» (1934).

Стон и вой самца, тоска по городам и годам. Самое физиологически грубое стихотворение в прозе.



61. Максим Горький. В«Жизнь Клима СамгинаВ» (1925–1936).

Почти эпопея, политическая листовка, написанная почти стихами, агония интеллигенции начала века – актуальная и в конце его, и в середине.



62. Маргарет Митчелл. В«Унесенные ветромВ» (1936).

Гармоничное сочетание женской прозы с эпической картиной американской жизни времен Гражданской войны Севера и Юга; вполне заслуженно стал бестселлером.



63. Эрих Мария Ремарк. В«Три товарищаВ» (1936–1937).

Один из самых известных романов на тему В«потерянного поколенияВ». Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого, но именно военное братство сплотило трех товарищей.



64. Владимир Набоков. В«ДарВ» (1938–1939).

Пронзительная тема изгнания: русский эмигрант живет в Берлине, пишет стихи и любит Зину, а Зина любит его. Знаменитая IV глава – жизнеописание Чернышевского, лучшее из всех существующих. Сам автор говорил: В«ДарВ» не о Зине, а о русской литературе.



65. Михаил Булгаков. В«Мастер и МаргаритаВ» (1929–1940).

Уникальный синтез сатиры, мистерии и любовной истории, созданный с дуалистических позиций. Гимн свободному творчеству, за которое обязательно воздастся – пусть даже после смерти.



66. Михаил Шолохов. В«Тихий ДонВ» (1927–1940).

Казачья В«Война и мирВ». Война во времена Гражданской войны и мир, который до основанья мы разрушим, чтобы потом ничего и никогда больше не строить. Роман умирает ближе к концу романа, удивительный случай в литературе.



67. Роберт Музиль. В«Человек без свойствВ» (1930–1943).

Много лет Музиль подгонял одну к другой до предела отшлифованные строки. Неудивительно, что филигранный роман так и остался недописанным.



68. Герман Гессе. В«Игра в бисерВ» (1943).

Философская утопия, написанная в разгар самой страшной войны XX века. Предвосхитила все основные черты и теоретические построения эпохи постмодернизма.



69. Вениамин Каверин. В«Два капитанаВ» (1938–1944).

Книга, призывавшая советскую молодежь В«бороться и искать, найти и не сдаватьсяВ». Однако романтика дальних странствий и научного поиска пленяет и притягивает до сих пор.



70. Борис Виан. В«Пена днейВ» (1946).

Изящный французский Хармс, иронист и постмодернист, вывалял всю современную ему культуру в перьях и алмазах. Культура не может отмыться до сих пор.



71. Томас Манн. В«Доктор ФаустусВ» (1947).

Композитор Адриан Леверкюн продал душу дьяволу. И стал сочинять великолепную, но ужасающую музыку, где звучат адский хохот и чистый детский хор. В его судьбе отражается судьба немецкой нации, уступившей соблазну нацизма.



72. Альбер Камю. В«ЧумаВ» (1947).

Роман-метафора о В«чуме XX векаВ» и той роли, которую вторжение зла играет в экзистенциальном пробуждении человека.



73. Джордж Оруэлл. В«1984В» (1949).

Антиутопия, проникнутая затаенным страхом западного общества перед советским государством и пессимизмом в отношении человеческой способности противостоять социальному злу.



74. Джером Д. Сэлинджер. В«Над пропастью во ржиВ» (1951).

Трогательный подросток Холден Колфилд, который не хочет (и не может) быть как все. Именно за это его все сразу и полюбили. Как в Америке, так и в России.



75. Рей Бредбери. В«451 по ФаренгейтуВ» (1953).

Антиутопия, которая давно сбылась. Книги сейчас не сжигают, их просто не читают. Перешли на другие носители информации. Бредбери, который всегда писал про деревню (ну пусть марсианскую или какую еще, но все равно – деревню), тут особенно яростен. И абсолютно прав в своей ярости.



76. Джон Р. Р. Толкин. В«Властелин колецВ» (1954–1955).

Трехтомная сага-сказка о борьбе Добра и Зла в вымышленном мире, предельно точно отразившая чаяния людей ХХ века. Заставила миллионы читателей переживать за судьбы гномов, эльфов и мохноногих хоббитов, как за своих соплеменников. Сформировала жанр фэнтези и породила множество подражателей.



77. Владимир Набоков. В«ЛолитаВ» (1955; 1967, русская версия).

Шокирующая, но литературно изощренная история о преступной страсти взрослого мужчины к малолетке. Однако похоть здесь странным образом оборачивается любовью и нежностью. Много трогательного и забавного.



78. Борис Пастернак. В«Доктор ЖивагоВ» (1945–1955).

Роман гениального поэта, роман, получивший Нобелевскую премию по литературе, роман, убивший поэта – убивший физически.



79. Джек Керуак. В«На дорогеВ» (1957).

Одно из культовых сочинений культуры битников. Поэтика американской автострады во всем ее грубом обаянии. Погоня за хипстером, которая оканчивается ничем. Но гнаться интересно.



80. Уильям Берроуз. В«Голый завтракВ» (1959).

Еще одно культовое сочинение культуры битников. Гомосексуальность, извращения, глюки и прочие ужасы. Интерзона, населенная тайными агентами, безумными докторами и всевозможными мутантами. А в целом – истерический рапсод, отталкивающий и завораживающий.



81. Витольд Гомбрович. В«ПорнографияВ» (1960).

Несмотря на то что провокационное название не соответствует содержанию, никто из тех, кто осилил этот чувственно-метафизический роман, не остался разочарованным.



82. Кобо Абэ. В«Женщина в пескахВ» (1962).


Русская тоска без русских просторов. Побег по вертикали. Из небоскребов в песочную яму. Побег без права вернуться, без права остановиться, без права передохнуть, без каких бы то ни было прав вообще. Женщина может только укрыть песком, только засыпать. Что она и делает. Побег считается удачным: беглец не найден.



83. Хулио Кортасар. В«Игра в классикиВ» (1963).

Роман, сотканный из романов. Интерактивные игры, позвоните, господин читатель, в прямой эфир, я сделаю, как вы скажете. Латиноамериканцы любят играть, они очень азартны. Этот роман – игра в азартные литературные игры по-крупному. Некоторые выигрывают.



84. Николай Носов. В«Незнайка на ЛунеВ» (1964–1965).

Роман-сказка. Только здесь очень мало сказки, но очень много смешного и страшного. Самая точная, самая сбывшаяся антиутопия ХХ века. И сейчас еще эта книга все сбывается и сбывается.



85. Джон Фаулз. В«ВолхвВ» (1965).

Жизнь и ужасающие приключения души и смысла современных робинзонов крузо на, увы, обитаемом острове сплошных кошмаров. Никто никогда не простит никому и ничего.



86. Габриэль Гарсиа Маркес. В«Сто лет одиночестваВ» (1967).

Полная драматизма история вымышленного города Макондо, основанного пассионарным лидером-тираном, интересующимся мистическими тайнами Вселенной. Зеркало, в котором отразилась реальная история Колумбии.



87. Филип К. Дик. В«Снятся ли роботам электроовцыВ» (1968).

Произведение, задавшееся вопросом В«А те ли мы, за кого себя принимаем, и такова ли реальность, какой ее видят наши глаза?В». Заставило обратиться к фантастике серьезных философов и культурологов и заодно заразило специфической паранойей несколько поколений писателей и кинематографистов.



88. Юрий Мамлеев. В«ШатуныВ» (1968).

Метафизический роман о таинственном эзотерическом кружке, члены которого разными способами пытаются вырваться из обыденного мира в запредельное.



89. Александр Солженицын. « круге первомВ» (1968).

Роман о В«хорошемВ» лагере, роман о том, что, казалось бы, не так страшно, оттого, видимо, и действует так сильно. В полном кошмаре уже ничего не чувствуешь, а здесь – когда В«можно житьВ» – здесь и понимаешь, что жизни нет и быть не может. Роман даже не лишен юмористических сцен и от этого тоже действует еще сильнее. Не забудем, что круг, может, и первый, но это не спасательный круг, а один из кругов колымского ада.



90. Курт Воннегут. В«Бойня номер пять, или Крестовый поход детейВ» (1969).

Смешной и безумный роман в шизофренически-телеграфном стиле. Бомбардировка Дрездена американцами и англичанами в 1945-м, инопланетяне, уволакивающие Билли Пилигрима на планету Тральфамадор. И В«такие делаВ», произносимые всякий раз, когда кто-нибудь умирает.



91. Венедикт Ерофеев. В«Москва–ПетушкиВ» (1970).

Подпольная энциклопедия русской духовной жизни второй половины ХХ века. Смешная и трагическая Библия дервиша, алкоголика и страстотерпца – кому что ближе.



92. Саша Соколов. В«Школа для дураковВ» (1976).

Один из тех редких романов, в которых важнее не что, а как. Главный герой отнюдь не мальчик-шизофреник, а язык – сложный, метафоричный, музыкальный.



93. Андрей Битов. В«Пушкинский домВ» (1971).

Об обаятельном конформисте, филологе Леве Одоевцеве, который уходит из гнусных В«совковыхВ» 1960-х в золотой XIX век, дабы не замараться. Воистину энциклопедия советской жизни, органичная часть которой – великая русская литература.



94. Эдуард Лимонов. В«Это я – ЭдичкаВ» (1979).

Роман-исповедь, ставший одним из самых шокирующих книг своего времени благодаря предельной авторской откровенности.



95. Василий Аксенов. В«Остров КрымВ» (1979).

Тайваньский вариант российской истории: Крым в Гражданскую не достался большевикам. Сюжет фантастический, но чувства и поступки героев – настоящие. И благородные. За что им и приходится заплатить очень дорого.



96. Милан Кундера. В«Невыносимая легкость бытияВ» (1984).

Интимная жизнь на фоне политических катаклизмов. А вывод – любой выбор неважен, В«то, что произошло однажды, могло совсем не происходитьВ».



97. Владимир Войнович. В«Москва 2042В» (1987).

Самое изощренное сочинение писателя. Четыре утопии, вставленные друг в друга, как матрешки. Трюки с хронотопом и прочие забавы. А также – самые эксцентричные проявления российского менталитета во всей красе.



98. Владимир Сорокин. В«РоманВ» (1994).

Книга прежде всего для писателей. Роман, герой В«РоманаВ», приезжает в типично русскую деревню, где живет типично деревенской жизнью – все как в реалистических романах ХIХ века. Но финал – особый, сорокинский – символизирует конец традиционного романного мышления.



99. Виктор Пелевин. В«Чапаев и ПустотаВ» (1996).

Буддийский триллер, мистический боевик о двух эпохах (1918 год и 1990-е). Которая из эпох настоящая – неизвестно, да и не важно. Острое чувство жизни в разных измерениях, сдобренное фирменной иронией. Иногда даже захватывает дух. Страшно и весело.



100.
Владимир Сорокин. В«Голубое салоВ» (1999).

Самый скандальный роман этого автора. Бурный сюжет, водоворот событий. Завораживающая игра с языком – как в симфонии. Китаизированная Россия будущего, Сталин и Гитлер в прошлом и много еще чего. А в целом, когда дочитаешь, пробивает до слез.

 

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
      В Амстердаме оказалось смешно и шумно и холодно и вообще. Но сначала ...
Вот что сообщает Олег Козырев, блогер, друг Чириковой: "Друзья, нужна помощь. Сегодня ночью Женя Чирикова поехала к месту событий в центре Москвы. Последние ее твиты были с Маросейки. Она сообщила, что там началась зачистка. Далее она прислала ...
Это  (как мне подсказали)   моя 667 запись. Свою 666 -ю  бальные платья выбирала :). Ну и ладно.  Зачистку тут провела, если кого случайно вычеркнула, не стесняйтесь, напишите.  Поздравляю всех - сегодня был  День Семьи, а завтра ....на ...
 Как то я выбился из формата ЖЖ, перестал успевать по вечерам заносить записи о том, что важного было за день. Это вызвано еще тем, что стал чуть больше публиковаться с авторскими статьями, а это не интервью и требует времени и мыслительного ...
Побывать на настоящей АЭС - дело непростое. Куча согласований, разрешений, списки, подписи, печати... Это вам не в магазин за хлебушком сходить. Но после того, как мы посетили "АТОММАШ", мы решили попытать счастья и отправились на Ростовскую АЭС - как говорят, самую неприступную АЭС из ...