10 мэров, кардинально изменивших свой город
ibigdan — 06.10.2010 Пока решается вопрос о том, кто станет мэром в Москве, The Village рассказывает о градоначальниках, нововведения которых кардинально преобразили город.
|
Возраст: 47 лет |
«Лучший молодой мэр страны» — так охарактеризовал журнал Esquire
нового мэра Балтимора в 2002 году. Кроме молодости у О'Мэлли было
еще кое-что — желание сделать взаимодействие власти и народа
непосредственным.
В первый год работы на посту мэра О'Мэлли усовершенствовал
систему по сбору статистики. Новая программа получила название
CitiStat. Через нее можно было контролировать все ключевые
инфраструктурные процессы в городе: учреждения, общественные
работы, вопросы аренды недвижимости, транспорт и полицию. Благодаря
CitiStat оценка работы городской администрации проходит каждые две
недели. Одна компьютерная программа сохранила городу 100 миллионов
долларов и сделала жизнь горожан счастливее. По статистике, за
время использования программы уровень прогулов в администрации
уменьшился в два раза, сверхурочные городских служащих сократились.
За свое изобретение О'Мэлли получил приз от Гарвардского
университета.
Сегодня О'Мэлли работает на новом посту — он губернатор штата Мэриленд.
|
Возраст: 72 года |
Один из самых известных мировых мэров — Жайме Лернер, до тридцати трех лет был инженером и архитектором. В 1971 году Лернера назначили мэром разрастающегося города Куритиба в Бразилии.
В Куритибе образца 1970 года было много проблем — пробки,
бедность и большое количество узких, грязных улиц-трущоб. После
вступления на должность Жайме Лернер начал программу очищения
городских трущоб путем обмена мешков мусора на пакеты с едой и
проездные на транспорт. Чтобы очистить бухты, которые тоже были
захламлены, и дать рыбакам постоянную работу, не зависящую от
рыболовного сезона, мэр стал платить рыбакам за любой собранный
мусор. Вокруг Куритибы находилось большое количество пойм — долин,
которые раз в год заливаются выходящими из берегов реками. Вместо
того чтобы строить дорогостоящие дамбы, Жайме приобрел поймы и
сделал вокруг парки. Траву убирали естественным путем — в парки
стали выводить овец, шерсть которых использовали для
благотворительных программ. Для детей из бедных семей, которые не
могли учиться в школе, Лернер организовал курсы муниципальных
работников, чтобы они быстро начинали заниматься делом.
|
|
Куритиба, Бразилия — более чем у миллиона горожан есть автомобили. Уровень автомобилизации в Куритибе составляет 625 автомобилей на 1 000 жителей, что почти в два раза больше, чем в Москве. Каждый день в Москве наблюдаются километровые пробки. В Куритибе нет системных заторов, а общественный транспорт работает, как часы. |
Кроме того, Жайме Лернер отверг генплан, по которому развивался город до его прихода к власти. План француза Альфреда Агаша предполагал сооружение большого бульварного кольца, усиление радиальных магистралей и снос исторического центра. Чтобы город не встал в одну большую пробку, Агаш сообщил о необходимости строительства метрополитена. Но Лернер отказался от кольцевой системы автодорог, разработав свою систему роста города вдоль транспортных структурных осей. Одна такая ось представляет собой центральную шестиполосную дорогу с полосами для общественного транспорта и местом для парковок, а также две боковые односторонние дороги с парковочными полосами. Такая система обусловила саморегуляцию транспорта в Куритибе. Строительство и продажа недвижимости также стали зависеть от пропускной способности дорог и наличия общественного транспорта. К примеру, многоэтажная застройка была разрешена только в зоне пешей доступности линий общественного транспорта.
Общественный транспорт в Куритибе до сегодняшнего дня представлен только автобусами. Различается лишь размер — от 40–60-местных, до 300-местных: когда Лернер получил федеральные деньги на строительство метро, то посчитал, что подземка будет стоить в десять раз дороже создания трамвайной сети, которая, в свою очередь в десять раз дороже обустройства путей для автобусов.
В 1994 году Жайме Лернер был избран на пост губернатора округа Парана и проработал на нем еще один срок. В июле 2002 года Лернера избрали президентом Международного союза архитекторов.
|
Возраст: 65 лет |
За восемь лет работы Кен Ливингстон полностью преобразил Лондон,
начав с одного из самых запоминающихся символов города —
двухэтажных автобусов. Он заменил устаревшие модели пятидесятых
годов на автобусы Bendy, преобразовал систему оплаты проезда и
внедрил автоматизированную систему оплаты — с этого момента
карточки на проезд можно было купить даже в Интернете, а водители
освободились от обязанности сбора платежей. Кроме этого, при
Ливингстоне на улицах столицы появились приоритетные полосы для
автобусов.
Для уменьшения заторов в центре города Ливингстон предложил
перекрыть его и ввести плату за проезд. Несмотря на то что подобная
идея вызвала споры, закон был принят. Плата за проезд снизила
количество пробок на 20 процентов, а средства автомобилистов пошли
на развитие общественного транспорта. Схема Ливингстона введена во
многих городах мира, например, в Нью-Йорке.
|
Возраст: 68 лет |
Преуспевающий бизнесмен, основатель империи «Блумберг», одного из
ведущих поставщиков финансовой информации наряду с Reuters, Майкл
Блумберг, став мэром, в первую очередь пересел из кабинета в
огромный, разделенный перегородками офис с подчиненными. СМИ часто
называют его стиль поведения «спартанским» — с этим можно
согласиться с одной оговоркой — Блумберг слишком балует
Нью-Йорк.
За время своего правления Блумберг сократил дефицит городского
бюджета до 6 миллиардов долларов, ввел запрет на курение в
общественных местах, реформировал систему образования и создал
единую телефонную линию жалоб и предложений, на которую можно
позвонить по номеру 311. Горячая линия — не единственный способ
наладить коммуникацию жителей города и администрации. Главное, что
идеология полной прозрачности и честности работы мэрии пошла прямо
от Блумберга. В интервью на вопрос о том, будет ли новый футбольный
стадион на западе Манхэттена приносить деньги, Блумберг сказал:
«Это инвестиции в будущее, но без гарантированного дохода».
С приходом Блумберга по городу были проложены более 250
километров велосипедных дорожек, появилось большое количество
автобусных линий. Главная улица Нью-Йорка Бродвей перестала звучать
тысячами автомобильных гудков: Блумберг закрыл участки Бродвея
(например, знаменитую Таймс-Сквер) для транспорта. Революционные
изменения транспортной ситуации города оказались успешными —
сегодня население пользуется в основном общественным транспортом,
что делает Нью-Йорк самым энергоэффективным городом США.
О работе мэра Блумберг говорит так: «Это лучшая работа на земле. Нет другого поста в правительстве, где причины и следствия были бы так тесно связаны, где можно было бы менять каждый день жизни разных людей различными способами. Это настоящий вызов».
|
Возраст: 49 лет |
«Забудьте о Токио, — пишет The New York Times, — самым продвинутым
и в технологическом и в экологическом плане городом в 2010 году
становится Сеул. И всё благодаря молодому мэру Се-Хуну, который за
четыре года своей работы сделал из южнокорейского города с
пробками, смогом и бюрократией город будущего».
В первую очередь Ох Се-Хун убедил городских служащих в том, как важен городской дизайн: был перестроен аэропорт Инчеон, появились новые, технологичные станции метро, велодорожки, автобусы переоборудовали так, что теперь они стали ходить исключительно на природном газе. Компания HyundaiCard разработала автобусные остановки, а бюро Woofer — новые уличные указатели. Все это привело к тому, что в 2010 году Сеул объявили мировой столицей дизайна. Весной 2010 года началась кампания Seoul Human Town. Это проект перестройки современных районов — старые дома, а иногда и целые районы, решено было реконструировать. В Сеуле придумали способ переоборудования общественных пространств. Для начала были обозначены проблемы: ветхие здания, узкие улицы, мало зелени, появляющаяся с годами многоэтажность. После было принято решение расширить узкие улицы в старых районах за счет сноса первой линии домов. Оставшиеся дома — реконструировать. Благодаря этому в районах появится дополнительное место для зелени и тротуаров. Электрические провода будут убраны под землю. Также в пригороде Сеула появятся абсолютно новые районы. |
|
|
Как пишет британский журнал Monocle, «Сеул — это город, который готовит себя к будущему». Кажется, это действительно так. Только под началом Ох Се-Хуна на сайте города могла появиться страница «Сеул завтра».
|
Возраст: 89 лет |
Хейзел Маккаллион — 89 лет, она переизбиралась на пост мэра города
Миссиссога одиннадцать раз, проработав 31 год на почетном посту
градоначальницы. В самом начале ее карьеры, в 1979 году, в
Миссисоге произошла катастрофа — на Канадской Тихоокеанской
железной дороге поезд с токсичными химикатами сошел с рельсов,
концентрация ядовитых веществ в воздухе была опасна для жителей.
Вместе с полицией и другими государственными органами Маккаллион
сделала так, чтобы все жители города были эвакуированы без паники и
давки в максимально короткие сроки. За сохранение жизни более
двухсот тысяч жителей Миссисога получила международное
признание.
С увеличением города и ростом населения (в 2010 году — 729
000 человек), Хейзел решала инфраструктурные проблемы: в 1980-х
годах постановила создавать транзитные терминалы и торговые
развлекательные заведения на заброшенных фермерских землях. Новые
дороги, такие, как шоссе 403, соединившие Миссисогу с маленькими
городами и деревнями неподалеку, позволили расширить город и
обойтись без разрушений.
Основная идея Хейзел в том, что город должен работать, как
бизнес. Поэтому Миссисога была избавлена от городских долгов и дыр
в бюджете. Благодаря правильному распределению денег, граждане
Миссисоги двенадцать лет (с 1990 по 2001) жили без налога на
имущество, в городе активно развиваются велосипедные пути,
общественный транспорт, с 2003 года функционирует веб-портал eCity,
через который можно устроиться на работу, застраховаться, купить
транспортные билеты или оплатить штраф.
Маккаллион до сих пор остается мэром Миссисоги и одной из самых популярных женщин-политиков Канады и США.
|
|
|
|
Возраст: 49 лет |
Несмотря на постоянные споры с президентом Ирана, тегеранский мэр
Мохаммед Бакер Галибаф, смог увеличить налоговые поступления в
городскую казну, реформировать полицию и модернизировать
город.
Будущий мэр начинал с работы в полиции, в 1999 году. Во время
студенческих восстаний, он был назначен начальником полиции и ввел
новый, единый, номер экстренной помощи 110, переэкзаменовал полицию
и уволил некомпетентных. Во многом благодаря этому восстания прошли
без жертв.
За несколько лет правления, мэр реформировал государственную службу, ввел 380 районных советов в городе и стал привлекать частный капитал для развития инфраструктуры. Он не боится инвестировать бюджетные деньги в инновации в области общественного транспорта. Также его любят за то, что на посту мэра он совмещает консерватизм и исламский взгляд на вещи с пониманием необходимости реформ — Галибаф выступает против строгой мусульманской формы одежды для женщин.
Начинания Галибафа резко критикуются правительством под управлением Ахмадинежада, в первую очередь, по личным причинам: они были главными конкурентами в президентской гонке.
|
Возраст: 64 года |
Город Мельбурн может гордиться одним из самых старых чайнатаунов во
всей Австралии. Китаец Джон Со, переехавший в Мельбурн в 17 лет,
начал свой бизнес именно в ресторанной сфере. Политическая жизнь Со
началась с налаживания торговых отношений между Азией и Австралией,
чуть позже он стал первым избранным мэром за всю историю
Мельбурна.
Джон Со быстро завоевал любовь молодого населения Мельбурна. Дело не только в том, что на публичных выступлениях он говорил серьезные и важные вещи со смешным акцентом, но и в проведении главных после Олимпийских игр спортивных соревнований — Commonwealth Games, которые привлекли внимание молодежи. На посту мэра Со выбрал сразу два направления развития города: в его планы входило становление Мельбурна как культурной и финансовой столицы страны. Мельбурн давно соперничает с Сиднеем за право считаться финансовым центром Австралии. Джон Со занялся реконструкцией ключевых торговых комплексов (Центральный торговый центр Мельбурна, молл Bourke и т. д.). Второго июля 2007 года усилиями Со город увеличился почти в два раза, получив под свою юрисдикцию район Docklands. В то же время Со занимался рекламной кампанией That’s Me!bourne (кампания была направлена на привлечение туристов в город, теперь в Интернете создан сайт с подробным гидом по городу) и развитием культуры — к концу 2009 года в Мельбурне открыто более ста галерей: NGV International, Музей искусств Яна Поттера, Австралийский центр современного искусства, Центр современной фотографии, Музей современного искусства в Хайдельберге и многие другие. |
|
|
Старания Джона Со были оценены по достоинству: в 2002, 2004 и 2005 годах The Economist назвал Мельбурн одним из «наиболее пригодных для жизни» городов мира. В 2004 году Со был переизбран на второй срок. В 2006 году Джон Со выиграл мировой конкурс World Mayor на звание лучшего мэра. Как писала пресса, Со можно считать одним из редких случаев «культового» мэра, которого практически боготворит молодежь. Ближе к 2008 году популярный мэр заявил, что не будет баллотироваться на третий срок. В 2008 году его сменил Роберт Дойл.
|
Возраст: 51 год |
В 2006 году телеканал ABC, на основе собственных исследований,
назвал Альберто Руис-Гальярдона одним из самых популярных политиков
Испании. Гальярдон нравится людям за свою прогрессивность
(Гальярдон поддерживает секс-меньшинства и выступает за постоянное
обновление города, иногда в ущерб историческому наследию) — за это
же его критикуют члены партии People's Party, в которой он
состоит.
Став мэром в 2003 году, Гальярдон вплотную занялся
реконструкцией и модернизацией города и подготовкой Мадрида к
летним Олимпийским играм 2012 года. Планы мэра оказались обширными.
За первый срок он поручил построить подземную, более безопасную для
автомобилистов, часть скоростной кольцевой автомагистрали M30 в
районе реки Мансанарес, создать проект сохранения исторических
районов и реформировать финансовую систему города. Строительные
работы на магистрали, которая является аналогом московского
Садового кольца, длились 22 месяца и были завершены на 2 месяца
раньше запланированного срока. На освободившемся от машин берегу
реки Мансанарес была создана зеленая зона с парками, велодорожками
и трамваями. Этот проект Гальярдона получил международные награды
от Infrastructure Journal («Крупнейшая операция года 2005») и
Euromoney («Проектное финансирование»).
Реконструкция и модернизация города не раз подвергались критике,
главным образом за большие затраты: на проект создания шоссе М30, к
примеру, мэр потратил около четырех миллиардов евро. Тем не менее
мэрия города постаралась компенсировать траты новыми парковочными
автоматами в центре города. Критические стрелы в адрес мэра не раз
выпускались и по другому поводу: Руис-Гальярдон иногда забывал о
сохранении старинного лица города. Например, он собирался вырубить
деревья на бульваре проспекта Прадо, где находятся знаменитые
мадридские музеи: галерея Прадо, музей Тиссена-Борнемисса и Музей
современного искусства королевы Софии. В защиту старинного бульвара
выступила баронесса Тита Сервера. Она приказала своим слугам
приковать себя к деревьям и пообещала навсегда уехать из Испании,
если начнется вырубка деревьев.
Когда в конкурсе на проведение летних Олимпийских игр 2012 года выиграл Лондон, Гальярдон не потерял надежды. В 2007 году он был переизбран на второй срок, чтобы все-таки подготовить город к Олимпийским играм, но уже в 2016 году.